Плотно строят
Ближайшие к столице подмосковные города уже могут поспорить с мировыми мегаполисами по обеспеченности населения метрами жилой площади. Но областные власти продолжают выдавать новые разрешения на строительство.
Самый застроенный город Подмосковья – это Реутов. По
плотности застройки лишь немного уступает Нью-Йорку: на площади в 9 кв. км
проживает почти 100 000 человек. Аналитики Est-a-Tet подсчитали, что плотность
застройки в этом городе составляет
За Реутовом идут плотно заставленные новостройками Одинцово,
Мытищи и Красногорск. Балашиха, где был объявлен (правда, с оговорками)
мораторий на новое жилищное строительство, вовсе не лидирует по этому
показателю. По данным Est-a-Tet, на каждом ее гектаре построено по
Щадящие средние показатели дарят Подмосковью его
периферийные районы – там строят мало и в основном малоэтажное жилье. Но за
счет активно застраивающихся ближних к Москве муниципалитетов Подмосковье
опередило Россию по такому показателю, как обеспеченность на душу населения (
В последние годы ежегодно регион вводит по 7–9 млн кв. м жилья. «Больше всего сейчас строят в Красногорском, Ленинском, Мытищинском районах, Химках, Домодедове», – говорит Гордиенко.
За январь – апрель
В I
квартале
Цена балашихинского квадратного метра – одна из самых доступных в ближнем Подмосковье: по данным московских риэлторов, в среднем 75 500 руб. В старых границах Балашихи сейчас строится 12 микрорайонов, а если считать с недавно вошедшим в состав города Железнодорожным – то 25.
По словам Марии Литинецкой, гендиректора «Метриум групп», большинство жилых комплексов относится к эконом- и комфорт-классам, за исключением ЖК бизнес-класса «Усадьба Новая Салтыковка».
Соседний с Балашихой Реутов, напротив, уже который год
входит в пятерку самых дорогих городов Подмосковья. Стоимость
Сейчас, по данным московских риэлторов, в городе
предлагается на продажу
Новая провинциальность
Денис Соколов, партнер Cushman & Wakefield:
«Основная идея развития периферии заключалась в том, чтобы в больших проектах создать развитую инфраструктуру, сбалансированные места приложения труда, чтобы жители новых окраин не чувствовали себя обделенными. Очевидно, что содержание инфраструктуры, доступ к качественным детским учреждениям и образовательным услугам потребует от домохозяйств платежеспособности. Поэтому существует большой риск того, что многие прекрасные проекты на деле превратятся в плотную застройку малогабаритными квартирами – без общественных пространств, с торговым дискаунтером с ограниченным ассортиментом. Но главный риск, с моей точки зрения, – это формирование новой провинциальности среди подрастающего поколения, которое юридически будет жить в городе, но по факту окажется отрезанным от городской культуры. Ведь советские спальные районы типа Ясенева или Бирюлева за прошедшие 30–40 лет так и не смогли сформировать полноценную городскую среду. Это пример того, как неправильно построенные районы не могут реабилитироваться, даже став полноценной столицей».
Согласно новому генеральному плану развития городского
округа Реутов из его
Еще один из самых дорогих городов Подмосковья – Химки. Город
буквально окружен столичными районами. Как пошутил один из риэлторов, ценам в
Химках отступать некуда – позади Москва. По данным «Метриум групп», средняя
стоимость
В Королеве, который разделил с Балашихой бремя моратория на
новое жилищное строительство (или получил передышку, это как посмотреть), на
данный момент плотность застройки – примерно
Красногорский район входит в пятерку самых богатых жилой
недвижимостью городов Подмосковья – ее насчитывается 8,1 млн кв. м. Здесь
экспонируются квартиры в 14 жилых комплексах, в I квартале объем нового предложения
составлял
Примерно по такой же цене – в среднем по 93 000 руб. за
Строят там, где есть спрос, а он обусловлен низким бюджетом покупки, говорит Оксана Вражнова, председатель правления ГК «МИЭЛЬ»: «Если в Москве на первичном рынке предложение квартир за 5,5 млн руб. ограничено, то в области за эти деньги можно выбрать приличное жилье».
Конечно, жители Москвы предпочли бы селиться в столице. Как правило, Подмосковье выбирают молодые семьи с ограниченным бюджетом. Но, отмечает Дмитрий Котровский, партнер «Химки групп», как бы подмосковные власти ни старались строить дороги, призывая на помощь и власти московские, и федеральные, жилья все равно строится больше. Выход один: создавать новые места приложения труда, чем уже озадачилась область, и снизить таким образом маятниковую миграцию.
Но тогда разница в оплате аналогичного труда должна составлять не 50%, как сейчас, а менее 20%, рассуждает Котровский: «Пока человек может зарабатывать столичную зарплату, а квартиру покупать (снимать) по областным ценам, он будет это делать, отдавая часть жизни многочасовым пробкам». Хотя, признает он, жилье в области стало тяжелее продавать, но объемы выхода новых проектов пока не уменьшаются. «Сейчас продаются не вчерашние проекты, а те, что начинались два-три года назад, при хорошем спросе», – добавляет Котровский.