Загородная недвижимость: покупать или подождать?
Как отмечают эксперты, на сегодняшний день сложились довольно благоприятные условия для тех, кто покупает загородную недвижимость без цели инвестиций.
«С учетом сложной общей экономической ситуации, превышения уровня предложения над спросом, собственники более охотно идут на ценовые уступки. Таким образом, можно совершить очень выгодную покупку. Еще нужно отметить, что загородная недвижимость – это сложный сегмент для инвестиций», - отметил Андрей Муравьев Руководитель департамента загородной недвижимости компании «НДВ-Недвижимость».
Кроме того, сейчас оптимальное время для покупки еще и в связи с концом сезона. Понимая, что время уходит, застройщики не торопятся поднимать цены.
«Напротив, покупателям предлагаются всевозможные акции, скидки, или рассрочки. Важно учесть, что в связи с ростом курса доллара, цены на стройматериалы вырастут – в следующем году они будут закупаться в соответствии с новыми прайсами. Сегодня строительный сезон тоже заканчивается, а материалы были куплены по более низкой цене, соответственно и цена продукта ниже, чем предположительно будет в 2015 году», - считает Сергей Цывин, руководитель офиса «Проспект Вернадского» департамента загородной недвижимости ИНКОМ-Недвижимость.
Как рассказала Людмила Архипова, руководитель отдела продаж «МИЭЛЬ-Загородная недвижимость», на рынке с начала осени происходит коррекция до среднерыночного уровня. «Если объекты были переоценены, то их цену снижают за счет скидок. Если объект относится к «хитам продаж», то никакого снижения цены или спецакций нет. Если говорить о том, как изменились запросы покупателей, то однозначным лидером являются квартиры в малоэтажных домах. Квартиры гораздо более востребованы покупателями, чем другие форматы недвижимости – интерес к ним превышает интерес ко всем другим типам жилья в 4-6 раз. Одновременно следует отметить стабильный интерес к готовым домам и коттеджам. Причем становится очевидно, что потенциальные покупатели все-таки предпочитают приобретение коттеджа, чем покупку таунхауса», - отметила она.
«Если мы вернемся к 2008 году и проведем некоторую аналогию событий - вооруженный кризис, внутриполитические проблемы, падение рубля, а в нынешней ситуации это сдобрено еще и общемировым экономическим кризисом, - то можно увидеть, что ряд девелоперов тогда решились сделать шаг в неизвестность. Притом, что массы считали, что мы достигли дна, и именно эти девелоперы оказались у руля целого нового среза рынка в виде участков без подряда в поселках эконом и комфорт-класса», - рассказал Эдуард Бобровский генеральный директор компании «Оазис» (ГК «Гео Девелопмент»).
По его словам, большинство людей в 2008 году просто остановились и стали смотреть, что будет дальше с долларом и рынком, боялись делать какие-то необдуманные шаги, и сейчас мы наблюдаем практически то же самое. Определенно, с грамотным подходом сейчас отличное время для покупок, это касается как девелоперов, так и частных лиц. А стагнация на загородном рынке будет сохраняться, пока падает рубль, когда этот процесс остановится, рынок начнет постепенно размораживаться.
Рост цен: будет или нет?
Мнения экспертов по ситуации на 2015 год разделились. По мнению Сергея Цывина, цены на качественные проекты могут возрасти на 10-15%.
По его словам, некачественный товар – те же участки без подряда, которые находятся далеко от столицы (за 50 км от МКАД) или где есть проблемы с коммуникациями, не подорожают - на них просто нет спроса.
Что касается вторичного рынка, то он традиционно переоценен, поэтому тут роста цен не будет. Напротив, продавцы, анализирующие сегодняшний рынок, будут приходить к выводу, что снижать цены необходимо и только таким образом реализовывать свои объекты.
А, по мнению Андрея Муравьева, ближе к концу года нас ожидают традиционные для этого времени скидки и акции. «Если говорить по ситуации на 2015 год, то пока, на мой взгляд, не стоит ждать резких ценовых колебаний», - подчеркнул он.
Эдуард Бобровский заключил, что падение курса рубля в любом случае приведет к снижению темпов продаж, большой объем предложения провоцирует серьезную конкурентную борьбу девелоперов за покупателя, что в свою очередь приведет к конечному снижению цен на загородном рынке и высокой активности застройщиков в отношении привлечения клиентов.